Эра глобализации подходит к концу, пишет «Политика». Ее сменяет регионализм, когда рынки основаны на географической близости и исторических связях. Экономическое здание рушится, и идеологическая вуаль, скрывавшая истинное лицо глобализации, сорвана. Мир в поисках новых вариантов.
Сегодня для глобализации больше характерны расхождения, нежели сращивания, и на этом фоне мир превращается в архипелаги расщепленного капитала, власти и идей.
Глобализация пребывает на смертном одре. Один из главных проектов мира пошатнулся в 2008 году после финансового, а в 2015 после миграционного кризиса. Затем удар по нему нанес Дональд Трамп, придя к власти в 2016 году, и пандемия в 2020 году. Теперь конец процессу глобализации вполне может положить вооруженный конфликт на Украине, начавшийся в 2022 году.
Опускаются все новые политические железные занавесы; торговые цепочки рвутся; солидарность растоптана под натиском пандемии COVID-19, и прерывается даже сотрудничество в исследовании космоса.
Сегодня для глобализации больше характерны расхождения, нежели сращивания, и на этом фоне мир превращается в архипелаги расщепленного капитала, власти и идей.
Все основные постулаты глобализации: торговля, финансы, технологии, энергия, законы, образование, путешествия, здравоохранение и наука — превращены в оружие новых форм войны. Явление, задуманное как фактор объединения, превратился в оружие разрушения.
Торговля сводится к противостоянию с Китаем. Финансы поставлены на службу банковским санкциям. Технологии играют ключевую роль в кибервойне. Что касается энергетики, то ее превратили в полигон для союзов, складывающихся вокруг газопроводов, а нефть стала стратегическим оружием. Законы обретают экстерриториальное действие. Образование и путешествия ограничены визовыми запретами. Здравоохранение и наука используются для воспроизводства политических моделей.
Вот что осталось от проекта, который был мантрой в эру после холодной войны и предполагал единую судьбу для всех. Он задумывался как поворот от международной системы, основанной на суверенных национальных державах и их идентичности, к миру, в котором разность культур и цивилизаций отодвинута на задний план.
В основе глобализации лежала идея о создании единого глобального рынка, свободной торговле и беспрепятственного передвижения капитала, людей и товаров.
Нам обещали единый фронт борьбы с общими вызовами, такими как климатические изменения, эпидемии, и всеми теми проблемами, которые каждое государство в отдельности решить не мог. Оптимисты говорили, что объединение разных систем ценностей, этносов и вер откроет нам путь к миру во всем мире.