Руководитель Международного центра противодействия преступности и терроризму «КГТ» Караханов Энес Хасанович опубликовал статью на тему «Специфика обеспечения энергетической безопасности в странах Африки».
The specifics of ensuring energy security in African countries
Аннотация: в статье рассматривается энергетический потенциал стран Африки, обладающих наиболее выраженными объемами энергоресурсов. Разъясняется подход правительств таких стран к активной инвестиционной политике и увеличения доли рынка за счет инициируемых проектов, в том числе строительства газопровода и обеспечении поставок энергоресурсов за счет увеличения товарооборота. Определяются преимущества и недостатки реализуемой политики на Африканском континенте в отношении энергетической безопасности, а также роль Российской Федерации в данном направлении. Определяется необходимость и целесообразность для стран Африки более тесного сотрудничества с Российской Федерацией в рамках развития энергетического потенциала и разработки инструментов для усиления энергетической безопасности.
Ключевые слова: энергетическая безопасность, Африканский континент, газопровод, нефть, товарооборот, энергетическая политика.
Abstract: the article examines the energy potential of African countries with the most pronounced volumes of energy resources. The approach of the governments of such countries to an active investment policy and an increase in market share through initiated projects, including the construction of a gas pipeline and ensuring the supply of energy resources by increasing trade turnover, is explained. The advantages and disadvantages of the implemented policy on the African continent in relation to energy security, as well as the role of the Russian Federation in this direction, are determined. The necessity and expediency for African countries to cooperate more closely with the Russian Federation in the framework of energy potential development and the development of tools to enhance energy security are determined.
Keywords: energy security, African continent, gas pipeline, oil, trade turnover, energy policy.
Африканский континент обладает расширенным перечнем природных ископаемых. Некоторые страны Африки лидируют в сфере добычи нефти и таким образом влияют на международный рынок. Политика заключения концессионных соглашений определяет степень энергетической безопасности, которой обладают богатые энергоресурсами государства.
В настоящее время такие страны, как Гана, заинтересованы в поставках энергоресурсов из Российской Федерации ввиду того, что на территории данного африканского государства отсутствуют производственные мощности по переработке нефти. В то же время Гана заинтересована в торговом сотрудничестве с Российской Федерацией, в рамках которого упомянутое государство рассчитывает на увеличение производства различных наименований товаров за счет сырья из Российской Федерации, а впоследствии – на увеличение торгового оборота посредством использования ресурсов Черного моря.
В свою очередь, Российская Федерация направила Правительству Ганы ряд предложений в сфере недропользования и некоторых аспектов геологии. Предполагаемое сотрудничество направлено на совместную работу профильных ведомств двух стран, в частности, в сфере участия геологов и других специалистов в изучении минеральных объектов на территории Ганы. Идентичное сотрудничество Российской Федерации поддерживается Мозамбиком и Эфиопией [3, c. 75].
В Нигерии в настоящее время осуществляются работы, направленные на строительство транссахарского газопровода, который в будущем должен обеспечить логистическую цепочку при поставке энергоресурсов в страны Европы. Таким образом, Нигерия рассчитывает на существенное увеличение объема экспорта энергоресурсов, в особенности природного газа. Данное решение было вызвано в основном усилением спроса на энергоресурсы и нестабильной ситуацией, связанной с обстановкой на Африканском континенте, в частности, в Нигере, Алжире и Нигерии. Однако различные специалисты считают, что возводимый газопровод не сможет в полном объеме компенсировать потребности европейских стран в газе, который в необходимом количестве ранее поставлялся из Российской Федерации [4, c. 230].
Опасения специалистов связаны с производственной мощностью будущего газопровода на фоне потребности европейских стран в сырье по сниженной стоимости. Кроме того, спрос на газ со стороны различных стран Европы во многом зависит от ценообразования. Таким образом, природный газ из Нигерии с учетом специфики ценообразования и необходимости некоторыми странами оплачивать поставки сырья по более завышенной цене, может привести к тому, что на европейском рынке страны Африки не будут занимать существенную долю.
Намибия в 2023 году заявила о своей достаточно выраженной заинтересованности в привлечении инвестиций в собственный энергетический сектор. Это связано с открытием в последние два года нескольких крупных месторождений природного газа и нефти. Общий объем обнаруженных энергоресурсов в месторождениях достигает 11 млрд. баррелей нефти [4, c. 229]. В целях достижения инвестиционного обеспечения для энергетического сектора Правительство Намибии в настоящее время разрабатывает пакет документов и проектов для участия преимущественно российских нефтяных компаний в дальнейшей разработке месторождений и их добыча [2, c. 625].
Стоит отметить, что страны Африки проявляют заинтересованность в сотрудничестве с Российской Федерацией в сфере энергоресурсов не только на уровне Правительства, но также на уровне отдельных субъектов Российской государства. К примеру, Ангола намерена наладить сотрудничество с Республикой Татарстан для совместной нефтепереработки и производства нефтехимической продукции. Обозначенная мера в рамках международных отношений в обозримом будущем будет предпринята для увеличения товарооборота не только между Российской Федерацией и Анголой, но также между Российской Федерацией и другими государствами континента [6, c. 128].
Для Республики Татарстан энергетический сектор Анголы потенциально интересен при обеспечении высокой производительности грузовых автомобилей «Камаз». Энергетический сектор Анголы также целесообразен для Российской Федерации в сфере агропромышленного комплекса (АПК), фармацевтики, производства компонентов для автомобилестроения, информационных технологий и др. [7, c. 65].
Таким образом, изучение приведенных тенденций в сфере энергетического сектора позволяет прийти к выводу в том, что в нынешнем состоянии страны Африки недостаточно всесторонне оценивают степень энергетической безопасности с учетом существующих рисков. Многие страны Африканского континента преимущественно открыты к внешнему партнерству, однако не обладают собственной процедурой обеспечения энергетической безопасности при взаимодействии с Правительствами других стран и отдельными крупными добывающими компаниями.
Потребность в инвестиционных денежных средствах способно раскрыть потенциал каждого африканского государства, однако данные инвестиции не обременены специальным законодательством, регулирующим контроль за расходованием инвестиционных средств в энергетическом секторе. К примеру, в Нигерии, являющейся одним из крупнейших лидеров в сфере нефтедобычи, до сих пор не разработан нефтяной Кодекс, работа над которым длится уже более 15 лет.
Концессии, которые заключаются с добывающими компаниями разных стран, в основном направлены на добычу сырья в зоне континтального шельфа. Однако, несмотря на относительную безопасность при реализации
совместных коммерческих целей африканских стран с добывающими компаниями, риски в сфере энергетической безопасности все же остаются. Как правило, отсутствует учет добычи энергоресурсов и политики в сфере воспроизводства нефти и газа непосредственно на территориях рассматриваемых африканских государств. Соответственно, в странах Африки отсутствует процедура перераспределения энергоресурсов исключительно на развитие местной промышленности, реализация продукции которой могла бы стать основным источником дохода рассматриваемых стран.
Товарная политика является одним из наиболее выраженных инструментов для любого государства при обеспечении устойчивого суверенитета. В настоящее время не все страны Африки могут позволить себе преимущественную реализацию нефтепродуктов на внешний рынок ввиду наличия своих внутренних социально-экономических проблем. Концессии, которые заключаются правительствами африканских стран, не предполагают, что данные страны-владельцы территорий извлекают максимальную прибыль от добычи энергоресурсов. Коммерческая выгода преимущественно базируется в бюджетах компаний, которые добывают сырье в зоне континентального шельфа стран Африки.
В то же время реализуемый подход африканскими странами может относиться к элементам энергетической безопасности, так как ранее, еще до создания ОПЕК, многие государства не могли извлечь существенную прибыль из деятельности добывающих компаний на их территории [5, c. 352]. Создание ОПЕК, в некотором смысле, сбалансировало позиции стран африканского континента в энергетическом секторе [1, c. 86]. В связи с этим, однозначно рассмотрение деятельности добывающих компаний на территории африканских стран как угрозу для энергетической безопасности не представляется возможным. Несмотря на опасения специалистов в отношении способности газопровода Нигерии обеспечить потребности европейского рынка в природном газе в полном объеме, данный проект следует рассматривать как инструмент сбалансированности энергетической политики на европейском рынке с обязательным участием Российской Федерации [3, c. 81]. Кроме того, появление транссахарского газопровода может позволить усилить экономические позиции стран Африки, в особенности Нигерии, которые в настоящее время находятся на этапе своего интенсивного развития. Соответственно, для энергетической безопасности решение о строительстве такого газопровода является во многом рациональным, в том числе в аспекте усиления и сохранения позиций на рынке Европы для Российской Федерации, которая в настоящее время расширяет энергетический потенциал не только в сторону Запада, но также в сторону Востока и глобального Юга.
Заинтересованность Российской Федерации в изучении энергетического потенциала стран Африки состоит в том, что она обладает инструментами активного развития государства посредством усиления энергетического потенциала. Российская Федерация путем изучения имеющихся в некоторых странах Африки природных ресурсов впоследствии предлагает обозначенным государствам более расширенное сотрудничество в сфере дифференциального распределения сырья, способного обеспечить африканские страны дополнительными источниками дохода.
В заключение следует отметить, что энергетическая безопасность в странах Африки в настоящее время требует существенной доработки на законодательном уровне. В практическом отношении такие страны как Мозамбик, Эфиопия, Нигерия и Ангола, могут рассчитывать на организационную и финансовую поддержку со стороны Российской Федерации, которая во многом способствует не только энергетического, но и промышленного потенциала рассматриваемых стран Африки. Для Российской Федерации энергетическая безопасность Африканского континента важна исключительно тем, что страны Африки являются стратегическими партнерами. Исторически Российская Федерация всегда была заинтересована в экономическом развитии своих партнеров, в том числе в сфере энергетического сектора, так как поддержка Африки в действительности означает поддержку социально-экономического положения людей, способных за счет производственных сил обеспечить дополнительной экономической выгодой многолетнее международное сотрудничество.
Библиографический список:
Боков А.Н. Эволюция позиций ОПЕК на мировом рынке нефти //
Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». 2021. No1. С. 86-98.
Диангоне Б.И. Анализ рынка нефтегазовых месторождений стран
Африки // Инновации. Наука. Образование. 2020. No 21. С. 624-627.
Казеева Н., Козырева М. Фокус на Африку: российские перспективы и
возможности в новых реалиях // Энергетическая политика. 2022. No. 10 (176).
С. 74-83.
Конде Д., Мбомби Ю.А. Современное состояние и перспективные
направления развития экономики Африки // Международная научно- техническая конференция молодых ученых БГТУ им. ВГ Шухова,
посвященная 170-летию со дня рождения В.Г. Шухова. 2023. No4. С. 228-230.
Кучинский Д.М., Дятлов Н.В. История развития нефтедобычи // Труды
Крыловского государственного научного центра. 2021. No. S1. С. 352-354.
С. 127-131.
Фита Г.М., Щерба В.А., Воробьев К.А. Нефтегазовый сектор Анголы:
проблемы и перспективы развития // Науки о Земле и цивилизация. 2021. No11.
Юлбарисов Э.А. Ангола-Россия: стратегические партнеры // Ватандаш.
2020. No. 2. С. 63-68.
Статью можно скачать по ссылке: http://kgt.com.ru/wp-content/uploads/2024/02/Специфика-обеспечения-энергетической-безопасности-в-странах-Африки.pdf