1664
Международное сотрудничество в борьбе с транснациональной организованной преступностью
Транснациональная организованная преступность (ТОП) негативно влияет на состояние государственной и общественной безопасности. Фоном для роста криминальной активности в современных условиях остаются множество международных факторов, в частности..

Транснациональная организованная преступность (ТОП) негативно влияет на состояние государственной и общественной безопасности. Фоном для роста криминальной активности в современных условиях остаются множество международных факторов, в частности глобализация (развитие интернета, пересечение границ, мобильность), а также неблагоприятные социально-экономические и политические условия в разных странах.

ТОП приобретает все более скоординированный высокотехнологичный и агрессивный характер на международном уровне. Происходит сращивание радикальных террористических и экстремистских группировок с транснациональной оргпреступностью; миллионные доходы от преступной деятельности канализируются на цели криминального интернационала, в том числе становятся финансовой подпиткой террористических структур.

Выстраивание многосторонних и двусторонних отношений по сотрудничеству в борьбе с ТОП и другими формами криминалитета продолжает оставаться одним из приоритетных направлений деятельности Российской Федерации на международной арене.

Ключевая деятельность в области борьбы с ТОП осуществляется под эгидой ООН. В ее структуру входит Управление ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН), которое содействует применению стандартов и норм ООН в области предупреждения преступности и уголовного судопроизводства как ключевых компонентов в борьбе с национальной и международной преступностью.

Одним из Руководящих органов Управления является Комиссия ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию (КППУП). Россия принимает постоянное участие в работе этой Комиссии и высоко ценит ее вклад в обеспечение верховенства права, выявление новых тенденций, проблем в области профилактики и борьбы с преступностью, а также в развитие уголовного правосудия. КППУП рассматривается в качестве авторитетной международной площадки для консолидации усилий международного сообщества в поиске ответов на новые вызовы и угрозы современности.

Комиссия также ответственна за подготовку Конгресса ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию, который созывается раз в пять лет, определяя политику в антикриминальной сфере на средне и долгосрочную перспективу. Последний, XIV Конгресс ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию состоялся в 2021 году в Киото (Япония). 

Наиболее важными универсальными документами, которые представляют основу для антикриминального сотрудничества государств, являются Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности (2000 г.) и протоколы к ней: о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми; против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху; против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия.

Конвенция содержит детальную регламентацию таких ключевых направлений международного сотрудничества государств, как конфискация доходов от преступной деятельности, выдача преступников, правовая помощь, защита свидетелей и жертв преступлений. Характерной особенностью Конвенции и протоколов является то, что они создают всеобъемлющую комплексную правовую основу для практического взаимодействия между правоохранительными органами государств в различных областях борьбы с преступностью. Ни один из действующих в настоящее время международно-правовых документов по вопросам борьбы с преступностью не имеет такой обширной сферы применения, как КТОП.

При этом международное сообщество имеет возможность улучшать указанный инструмент. Этому служит ныне функционирующий механизм обзора хода выполнения Конвенции, в разработке и запуске которого Российская Федерация сыграла ключевую роль.

Россия активно подключена к работе Международной организации полиции (Интерпол). Это крупнейшая и единственная международная организация, принимающая непосредственное участие в борьбе с преступностью.

Основной задачей Интерпола является координация усилий стран и проведение единой политики в области борьбы с общеуголовной преступностью. Членство в Интерполе дает возможность доступа ко всем базам данных Генерального секретариата Интерпола, оперативную круглосуточную связь с правоохранительными органами стран-членов организации, возможность вывести на международный полицейский уровень огромный массив информации по разыскиваемым физическим и юридическим лицам, автомашинам, культурным ценностям, похищенным и утраченным документам. В сферу деятельности организации также входят координация международного розыска, а также борьба с торговлей людьми, организованными преступными сообществами, контрабандой наркотиков, преступлениями в сфере экономики и высоких технологий, фальшивомонетничеством и подделкой ценных бумаг, и детской порнографией. Осуществляет свою деятельность исключительно в сфере борьбы с общеуголовными преступлениями, не затрагивая преступления, носящих политический, военный, религиозный и расовый характер.

В то же время некоторые страны стремятся использовать полицейскую организацию в своих узкополитических интересах вопреки статье 3 Устава организации, которая категорически запрещает ей осуществлять какое-либо вмешательство или деятельность политического характера. Последовательно напоминаем партнерам, что многопрофильное профессиональное сотрудничество на «площадке» Интерпола должно строиться вне зависимости от глобальной политической конъюнктуры.

На антикриминальном направлении немаловажной является работа по формированию двусторонней договорно-правовой базы сотрудничества правоохранительных органов. К настоящему времени заключено 126 договоренностей о взаимодействии с компетентными органами из 75 государств. Прорабатываются проекты двусторонних соглашений о сотрудничестве в области борьбы с транснациональной организованной преступностью с другими странами.

К сожалению, ряд государств официально прекратил двустороннее сотрудничество с Россией в борьбе с преступностью, отказывая в экстрадиции преступников в Россию и в исполнении запросов о правовой помощи по уголовным делам. Подобная деструктивная деятельность непременно нанесет вред международной борьбе с преступностью, приведёт к резкому ухудшению криминогенной ситуации, а единственный, кто будет в выигрыше от таких непродуманных шагов, – это криминал.

Источник: МИД РФ