1653
Андрей Ковальчук: «Разведчики — это уникальные люди»
Глобализация как процесс формирования единого рынка товаров, услуг, капитала, труда и информации остается ключевым фактором мирового развития. На смену устаревшей западной модели с безраздельным доминированием США идет многополярная структура, в которой евразийская интеграция играет одну из ведущих ролей.

Андрей Ковальчук, скульптор, педагог, народный художник России, академик Российской академии художеств, председатель правления Союза художников России, лауреат Государственной премии за создание значимых патриотических скульптурных образов, Госпремии имени маршала Жукова за мемориал воинам Великой Отечественной войны, установленный в магадане, лауреат премии Службы внешней разведки Российской Федерации. Журнал «Разведчик» поговорил с мастером. Андрей Ковальчук рассказал, чьи образы воплощены в композиции к 100-летию Службы внешней разведки и над чем он сейчас работает.

Андрей Николаевич, прежде всего хотим вас поблагодарить за предоставленную нашей редакции уникальную возможность заглянуть в вашу творческую мастерскую и прикоснуться к искусству. Расскажите, пожалуйста, над чем сейчас работаете.

Я приступил к созданию мемориальной доски в честь известной семейной пары разведчиков-нелегалов, Героев Советского Союза Морриса и Леонтины Коэн. 11 января 2023 года исполняется 110 лет со дня рождения Леонтины Коэн — первой женщины-разведчицы, удостоенной звезды Героя. По случаю юбилея принято решение увековечить память этих выдающихся людей, разместив на доме, где они жили, мемориальную доску. И я очень рад, что инициатор этого проекта — Российское историческое общество — обратилось именно ко мне.

Это будет уже пятая ваша работа на тему разведки. можно ли говорить о том, что она занимает в вашем творчестве особое место?

Так и есть. Я создал три портретные скульптуры и одну большую композицию, посвященную 100-летнему юбилею Службы внешней разведки, поэтому, безусловно, эта тема стала в моем творчестве особенной. Впрочем, она всегда востребована в искусстве и очень интересна для творческих людей. Разведке посвящено много захватывающих романов и кинофильмов. Я и сам еще школьником с упоением смотрел фильмы о советских разведчиках и зачастую ставил себя на их место. Так что в определенном смысле разведка со мной с детства.

Не могли бы вы подробнее рассказать о создании скульптурной композиции к 100-летию Службы внешней разведки? Какая задача стояла перед вами и все ли из задуманного получилось?

Задача стояла непростая, потому что за последние 100 лет Служба внешней разведки прошла долгий путь, насыщенный различными знаковыми для нашей страны событиями. Даже ее название за это время сменилось несколько раз. Вначале это был Иностранный отдел ВЧК, затем — Первое главное управление КГБ и лишь в 1990-х годах появилась Служба внешней разведки. Поэтому и памятник, посвященный 100-летию, мог быть разным. На эту тему велись длительные предварительные дискуссии, вопрос неоднократно обсуждался с руководством Службы, в первую очередь с ее директором Сергеем Евгеньевичем Нарышкиным, который вникал во все детали и давал очень точные советы.

Я уже упоминал о своих впечатлениях от литературных произведений и кинофильмов о разведке. Они дают определенный эмоциональный настрой, который очень важен в работе. Мои первые шаги к созданию композиции были направлены на то, чтобы оживить уже имевшиеся у меня представления о жизни и деятельности разведчиков. Я заново пересмотрел некоторые фильмы, кое-что перечитал из книг, покопался в интернете.

Помимо этого, в процессе работы над памятником проводились регулярные консультации с представителями Службы и членами ее ветеранской организации, в ходе которых удалось почерпнуть новые идеи и ценные подсказки. Например, сюжеты для рельефов. Во время таких бесед приходилось порой общаться с удивительными людьми, которых не встретишь в обычной жизни. У них особый образ мышления, и мне, как скульптору, было крайне интересно услышать их мнение о своей работе. Их видение некоторых нюансов давалось совершенно с иного, неожиданного для меня ракурса, а взгляды и точки зрения на рождающийся памятник были непривычными и очень оригинальными. В результате пришло понимание, что в основе композиции может быть сюжет, когда молодая пара по окончании специального учебного заведения впервые отправляется за рубеж на оперативную работу. Держась за руки, она проходит через некий портал, символизирующий врата в новую жизнь. При этом молодые люди рассматривают рельефные изображения портала, на которых запечатлены наиболее яркие эпизоды и образы последнего столетия истории российской внешней разведки. С обратной стороны этих символических врат помещены сюжеты, связанные со столицами крупных государств, где семья разведчиков, возможно, будет работать сама. Эти мегаполисы показаны через знаковые архитектурные объекты — Эйфелеву башню, Биг-Бен и так далее. Изображения городов как бы окутаны, объединены драпировкой, тканью, символизирующей агентурный аппарат, работающий по всему миру. Это такой скульптурный образ деятельности внешней разведки. Венчает композицию бронзовая эмблема Службы, а рядом на гранитном возвышении высечен девиз СВР — «Отечество, доблесть, честь».

В ходе работы над проектом я много думал, что может переживать и чувствовать молодая пара, вступая в новый для них и опасный мир. Понимание того, как это изобразить пластически, сложилось постепенно. В итоге, как мне кажется, композиция получилась многогранной: это и рассказ об уникальной истории СВР, а также о трудной профессии разведчика, и намек на масштаб деятельности разведки, и одновременное обращение к новым поколениям сотрудников через понятные им исторические образы и бессменные символы Службы.

Чем вам запомнилась церемония открытия памятника?

Особой торжественностью. Помимо руководства, присутствовало много ветеранов Службы, легендарных личностей. С большинством из них я, разумеется, лично не знаком, но по атмосфере мероприятия сразу ощутил их значимость и особую силу духа.

Наши заслуженные ветераны — действительно люди особые, многие из них являются живым примером самоотверженного и героического служения Отечеству. Но все же они — прошлое разведки. Как вы считаете, много ли сейчас в нашей стране людей, готовых стать достойными продолжателями славных традиций Службы, и какие, на ваш взгляд, личные качества необходимо развивать будущему разведчику?

Разведчики, особенно нелегалы, это уникальные люди, незаурядные, широко образованные и многогранно талантливые. В силу специфики своей профессии они должны быть глубоко осведомлены во многих, зачастую очень разных сферах жизнедеятельности. Их способности, навыки или, как сегодня принято говорить, компетенции должны распространяться на целый ряд смежных профессий, включая, кстати, актерскую и режиссерскую. При этом они должны быть беззаветно преданы интересам Родины и верны девизу Службы внешней разведки. Поэтому они и являются элитой из элит. Могу к этому добавить, что жизнь, наполненная ежеминутной ответственностью за каждый свой шаг, слово или жест, — жизнь, безусловно, героическая, вне зависимости от масштаба вклада в общее дело конкретного сотрудника.

Вы не только скульптор, но и педагог — заведующий кафедрой московской художественно-промышленной академии имени С. Г. Строганова. В этом качестве у вас есть возможность наблюдать за молодыми художниками и скульпторами. На ваш взгляд, интересно ли современной молодежи классическое русское искусство и много ли сейчас желающих развивать национальную художественную школу, несмотря на навязываемые нам тренды — глобализм, универсальность и максимальное упрощение?

Среди нашей молодежи действительно много тех, кто высоко ценит русскую культуру и видит себя продолжателем отечественных традиций. Мои многолетние наблюдения говорят о том, что именно русская классика вызывает наибольший интерес у студентов академии. Она же оказывает наиболее сильное воздействие на большинство ценителей искусства в России. Это подтверждают огромные очереди на проходивших в последние годы в Москве выставках живописи Айвазовского, Репина, Серова и других русских художников. Они оказались сверхпопулярными и у молодежи, и у старшего поколения. При этом, безусловно, существует большой интерес и к мировому искусству, его основным тенденциям. Правда, когда в разговоре со студентами начинаешь углубляться в предмет, приемы и образы из русской классики для них, как правило, более убедительны.

А что вы можете сказать о зарубежном зрителе? Насколько он изменился за последние годы, особенно сейчас, на фоне настойчивых попыток западных политиков «отменить» Россию, запретить все русское, включая культуру и искусство?

Глубоко убежден, что «отменить» или запретить русское искусство невозможно. Это абсурд. Культурные связи России с остальным миром настолько прочные и всепроникающие, что никакая политика разрушить их не в силах. Что же до зарубежного зрителя, то, по моим ощущениям, он не сильно изменился и по-прежнему тепло принимает наше искусство, особенно классику, которая для него близка и понятна. Приведу пример из личного опыта. Когда в начале 2000-х возникла идея установить в Мюнхене памятник Тютчеву и мы обратились с этим вопросом к местным властям, они поначалу весьма прохладно отнеслись к этой идее. Лишь после того, как мы показали эскизы, и баварцы увидели, что речь идет о классической скульптуре, а не о модных в то время абстрактных инсталляциях, проекту дали зеленый свет. Сейчас это место, оно называется, кстати, Сад поэтов, весьма популярно среди горожан, и памятник никто не трогает. Похожие истории имели место и в других европейских странах, где мне посчастливилось установить свои композиции.

Что я хочу этим сказать? Ментально мы с европейскими народами очень близки, у нас общий культурный код. В то же время мы хорошо понимаем и народы Востока. С ними у нас тоже идет достаточно интенсивный культурный обмен. Это я вам опять же из собственного опыта могу сказать. В том же Китае у меня реализован уже не один проект, и я вижу большой интерес с их стороны к русскому искусству.

Такова уникальная особенность нашего государства, нашей великой и бесконечно мудрой цивилизации, вобравшей в себя и Восток, и Запад. И в этом, убежден, наша сила.

Источник: Беседовал Владислав Ильин.